24 сент. 2012 г.

Джаз-фест. Вечер третий


Bookmark and Share

Масса впечатлений. Сегодняшний вечер вместил столько всего, что голова кругом.
Начали вечер итальянцы — трио «Kekko Fornarelli”. Начали ярко, вложив в свое выступление горячий итальянский темперамент вкупе со слаженностью, ансамблевостью. Рояль, контрабас, ударные — все, как обычно! Но очень вдумчиво и при этом нескучно. Какой контрабас — очень интересный! И ударник — молодец! И рояль — очень впечатлило. Мелодичность очень четкая при общей джазовой атмосфере. Очень позитивное впечатление! Море положительных эмоций. Настоящие романтики...
Следующими на сцену вышли французские музыканты. Трио «Paradox” - это новое слово в джазе. Мне кажется, что они находятся в постоянном поиске, поиске новых способов донести свою мысль. Много новых для джаза инструментов, много электроники. Все это создает при звучании определенную атмосферу, помогает погрузиться в музыку. Закрываешь глаза и плывешь...
Самое вкусное нам оставили напоследок. К роялю вышел президент фестиваля Юрий Кузнецов! И когда музыка, рождающаяся под чуткими пальцами Кузнецова, заполнила зал, возникло ощущение, что мы все взлетаем. Музыка уводила высоко вверх, к небу, оставляя далеко внизу всю суету... Только музыка, чистая, пронзительная, до слез...
Потом к роялю вышел следующий пианист экстра-класса, который показал свое умение джазово мыслить за роялем — Сергей Терентьев (видите, как нам сегодня повезло на исполнителей!). Как будто за другим роялем играл — настолько отличаются эти великолепные исполнители, такие они разные! После нескольких пьес, сыгранных Терентьевым, ко второму роялю снова вышел Кузнецов, Сергей и Юрий начали играть в четыре руки, и тут началось такое, что сейчас, вспоминая, жалею только, что это длилось так мало...
Закончилось все это джем-сейшеном, из-за кулис стали выходить музыканты и подстраиваться. И это было так неповторимо — как только в джазе бывает — ведь больше этого и не услышим никогда. Мы им стоя хлопали, такие они были молодцы!..
Но это был конец фестиваля. Конец!.. Теперь надо ждать следующего фестиваля. Спонсоры, меценаты — ау!!! На фестивале собралось столько удивительных музыкантов, нельзя останавливаться! И, самое главное, собралось много очень хорошей публики — умной, понимающей, активной. Спасибо всем!

23 сент. 2012 г.

Джаз-фест. Вечер 2


Bookmark and Share


Сегодня был вечер европейского джаза. Европа — такая большая и такая маленькая. Музыканты, родственные по духу, но живущие в разных странах, готов ездить друг к другу репетировать и играть. И иногда это дает очень интересный результат.
Сегодня вечером играл германско-греческий коллектив. Немецкая группа музыкантов Klazz Brothers играет классику (Генделя, Шуберта и др.), перерабатывая их в джазовые пьесы. Они начали с «Чардаша» Монти. Чардаш, азартная и пьянящая музыка, хочется вскочить с кресла и танцевать, «взрывающийся» рояль, как небольшой шторм на море, хулиганский и освежающий... А потом на сцену вышла гречанка Мария Маркесини, рыжеволосая красавица-русалка с чарующим голосом. Мы все попали в плен программы «Cinemapassionata”, часть которой сегодня прозвучала. А потом — в подарок - еще и песня Боба Дилана. Рояль, контрабас, ударные и поверх всего этого — красивый и сильный женский голос... Как море и острова в Греции...
Вторыми сегодня были швейцарцы - «VEIN”, классическое трио. Это было уже не море. Это было внешне спокойное озеро. Бывают в Швейцарии, на вид немножко сказочной и как бы нарисованной стране такие озера — большие, спокойные... Но это спокойствие обманчиво. Если «VEIN” начинают играть джаз, то вы услышите великолепные партии на рояле — задумчивые, импрессионистские, в духе Дебюсси, вы почувствуете, как вас затягивает разговор с контрабасом, а ударные — четкие и изобретательные — от их ритма сердце начинает биться быстрее... Особенно от музыки Гершвина в их исполнении.
Третьим номером программы сегодня стало еще одно интернациональное трио музыкантов: «Brein's Cafe” - австрийский контрабасист Георг Брайншмид, болгарский пианист Антони Дончев, франко-итальянский скрипач Марио Форте. Это новый проект Брайншмида, всего второй концерт, но как же это было классно! Они все виртуозы, техника исполнения — блестящая! Но дело даже не в этом... Они очень любят джаз. И очень хотят, чтобы его любило как можно больше людей. Они влюбляют в джаз даже всех. И ты начинаешь верить, что слушать и понимать джаз — это легко. И не надо ничего специально придумывать. Просто слушай джаз от «Brein's Cafe”... Глядя на них, кажется, что играть на музыкальном инструменте очень легко. И только мокрые на спине рубашки выдают этот обман. Только до крови намозоленные пальцы, которые Брайншмид залепляет прямо на сцене лейкопластырями и продолжает играть, показывают другую сторону Луны — труд, репетиции, еще раз труд... Но сейчас, когда мы их слушаем — искрометные шутки, безукоризненное владение инструментом, причем с инструментами обращаются, как совершенно точно заметил Юрий Кузнецов, как с любимой женщиной, - сейчас нам кажется, что лучше джаза ничего на свете и быть не может... Та свобода, с которой музыканты играют — она передается в зал. Это как горная речка, спустившаяся с высоты, шумная, с поворотами, даже когда она течет долиной вокруг разные города, она принимает характер тех мест, где протекает, но у нее навсегда остается свободный и раскрепощенный характер — это же горная речка, а горы — это свобода духа. Всё, спать... Пусть я засну и мне приснится последнее трио)))
Третий вечер джаз-феста — он должен быть еще лучше, чем те, что мы уже услышали. Жду. Надеюсь.

22 сент. 2012 г.

Джаз-фест. Одесса. Первый вечер


Bookmark and ShareДжаз — волшебное слово... Оно пахнет свежеподжаренным кофе... африканской саванной... сочными хачапури...
Сегодня начался Одесский джаз-фест. На город напала дождливая погода, тьма днем была очень пугающей, но к вечеру небо немного успокоилось. А когда перед началом концерта барабанщицы на парадной лестнице Филармонии совсем прогнали грозу своим выступлением, остался только совсем маленький дождик. Ура! Джаз разгоняет тучи.
Фестиваль открылся музыкальным посвящением Татьяне Боевой, ушедшей от нас совсем недавно. Искренне и щемяще звучал рояль, на котором играл Юрий Кузнецов, президент фестиваля, читала стихи Александра Велич. А потом тишина, как будто тихий ангел пролетел. И шквал аплодисментов сквозь слезы...
Збигнев Намсловский и его квинтет играли польский джаз — интеллигентный, ироничный. Начало пьес напоминало польские народные мелодии. Но потом эти этнические мотивы переходили в европейский джаз, такие своеобразные музыкальные беседы, споры, разговоры... Музыканты вдруг словно вспоминали, что начинали с этники, звучит снова музыкальная фраза народно-польская, потом опять вступает в права современная музыкальная линия. Мне вдруг показалось, что в зале запахло кофе... или коньяком... Нет, вечерними цветами... Ассоциативная джазовая музыка. Тонкая, изящная. С сумасшедшим роялем и вдумчивыми духовыми.
После перерыва началось выступление грузинско-украинского проекта Asea Sool. Гремучая смесь! Темперамент — грузинский! Драйв — потрясающий!.. Голос солистки группы, Атины Корнелиус, так пробирает, когда слышишь его вживую. Несколько раз я слышала композиции в записи. Но вживую — это просто делает вас свободнее!.. Понимаете, вы слушаете, и душа ваша освобождается от шелухи, просыпается... Я очень ценю творчество таких музыкантов — тех, кто умеет напомнить, что человек рождается свободным, рождается для счастья, для любви... А как Атина умеет классно кричать — музыкально, громко и отчаянно! Она кричит, когда счастлива, кричит, когда ей больно, кричит, когда пытается разбудить наши души. Певица подходит к самому краю сцены, чтобы увидеть лиц тех, кому она поет, чтобы спеть глаза в глаза... «Пойте со мной, вы же знаете эту песню... Я же знаю, что вы все смотрели этот фильм... Пойте! Та-я-та-я-та-я-тая-тая-тай...» и мы поем с ней эти грузинские не очень понятные слова песенки из фильма «Не горюй!», что-то там про хачапури в конце...
Перерыв. И в конце вечера — Soweto Entsha (Южная Африка), вокальный квартет, поющий а капелла. Поют на зулусском языке. Танцуют по-зулусски и не только. Микрофоны не выдерживали их бурного темперамента! Поют и танцуют... Легко и красиво. Африканский джаз смешивался с R&B, еще это напоминало временами то грузинский ансамбль «Орерo», если кто помнит, из далеких семидесятых, иногда даже «Beatls» - по мелодичности, по органике. Но те так не плясали))) А тут все сразу — такой сплав! Не всегда джаз, конечно, но захватывает, столько энергетики в зал выплескивается!
Что будет завтра на фестивале? Не хуже, чем было сегодня. Пока, до джазового завтра...