«…Милый друже! Передавай привет маме и Боре. Были в Венеции. Оригинальный городишко!..» Только одессит мог такое написать в начале двадцатого века на открытке, посланной домой, про Венецию. И всё это сохранилось на бумаге, плотной, открыточной, уже пожелтевшей от времени, но по-прежнему хранящей чьи-то приветы, пожелания, объяснения в любви.
Но давайте же по порядку! «..Я бежал!.. Алиса не удивилась!..» Ночь в музее… Вся Европа так делает… Музей Блещунова опять затеял… Все подхватили… Объявили конкурс проектов на Ночь в музее (Блещунова, конечно) … Херсонский «ТОТЕМ» придумал интереснее всех… И все стали писать письма в музей …Ой, нет, открытки! Открытые письма!.. И в один прекрасный день… Нет, в ночь… Хотя какая ночь, когда вечер… Все собрались возле музея… «Письмо в музей и из музея»… Музыка играла, там сям бегали почтальоны... Самые разные… Музыка была «живая» – дуэт «Зира», очень живая музыка… Почтальоны вслух вспомнили стихотворение Самуила Маршака «Почта», слегка переделанное (уточнённое!) под ситуацию… Салют!.. Трах-бабах!.. И уже, наконец, можно заходить в музей личных коллекций и смотреть на всё, что там спряталось за его дверями.
А за дверью – смотритель и еще один, тот же самый, нет, та же самая, только на огромном баннере, в виде портрета… Мы же их, смотрителей, почти не замечаем. Ну, здороваемся, иногда слышим шёпот про то, что не надо трогать руками вот это, а вот это можно трогать руками, и даже нужно, открывайте этот выдвижной ящичек, пожалуйста, там вышитые веера, а вы знаете, это ведь деревянная композиция, а не металлическая, как вы сначала подумали, а здесь не забудьте, что надо на эту икону посмотреть с трёх сторон… И вдруг мы их увидели! Попробуй не увидь, на таких огромных портретах, в каждом зале. И ещё открытки со смотрителями кружатся на ниточках прямо возле головы, как бабочки. А если вы захотите открытку послать прямо сейчас – посылайте, у нас выездное почтовое отделение прямо здесь, в музее, сейчас мы вам быстренько проштемпелюем открыточку специальным штемпелем по специальной марочке!.. Почему специальной? А потому что на марках – тоже смотрители, красота какая… Кстати, хотите открыточку сами сделать? Да пожалуйста, вон там столик с консультантом всеми материалами, здесь и сейчас вы сделаете открытку своими руками, припоминая слова «аппликация», «квиллинг», «скрапбукинг»… Не забудьте отправить, ящик почтовый уже здесь, и почтовая машина всё заберёт сегодня поздно вечером и отвезёт в сортировку, и письмо из музея «…пробежит, Пролетит, Проплывет Тысячи верст пути».
Отправили открытое письмо? Скорее на выставку антикварной открытки! «На долгую память, на все времена…» Здесь можно увидеть открытки из собрания Анатолия Дроздовского и других одесских коллекционеров. Они такие разные – эти открытки, они даже не электронные… Подсмотрела нечаянно сцену, когда мужчина писал что-то на открытке, писал, а потом вдруг вздохнул, посмотрел по сторонам и сказал: «Привык на компьютере, там клавиатура, а ручку уже пальцы не держат, разучился!..» Хорошо, что он вспомнил адрес. Обычный адрес, не е-мэйл! Слово «индекс» вам о чём-то говорит? Без индекса открытка не дойдёт. Вот так-то…
Открытки, что висят на стенах выставочного зала музея, исписаны чернилами, они столько лет лежали где-то в ящиках столов вместе со всеми своими строками любви. И знаете, у каждого свой почерк (не путать со шрифтом!), поди разбери… Но все открытки об одном – о любви, все открытки несут эту самую любовь со всеми причудами вроде вышивки шёлком, аппликациями из ткани, ленточек, перьев, волос! Даже если они с котятами, с инкрустацией стразами, с видами городов, со штемпелями разных цветов и форм.
Выйдя из этого картонно-почтового царства любви, можно успеть ещё отправить письмо с помощью «амурной почты», поучаствовать в почтовой викторине, послушать этно-дуэт «Зира», который всё ещё играет для нас, зайти ещё раз в музей. Пройтись снова по всем залам, а смотрители уже как родные, и завхоз Сан Саныч уже не очень стесняется, что его все узнают, когда он проскальзывает мимо, а сам краешком глаза смотрит: узнали или нет…
Ну всё, ночь наступает. Можно идти домой. Но не хочется. Вспоминаются вечера, когда перед праздниками за неделю мы садились с мамой писать открытки всем родственникам и друзьям. Открытки любовно выбирали заранее. Сколько адресатов было? Тридцать? Сорок? Много… Когда мне уже стали доверять подписывать адреса на открытках, означало, что я уже большая, я правильно напишу, и письмо дойдёт адресату. Я стараюсь, мама, я ровненько пишу… Я никого не забуду…
«…Привет вам из Одессы!..»
Лилия Штекель
Комментариев нет:
Отправить комментарий