"4-й закон Ньютона" —
последняя пьеса Ани Яблонской.
Незаконченная, как наброски, без четкого
стержня и без конца. Одесский театр «Тур
де Форс» сумел сделать из этих
полунабросков-полуэтюдов спектакль,
подтвердив свое название — прыжок с
поворотом, мощный, сильный...
Театр меня приятно
удивил, был сделан огромный рывок, «Тур
де Форс» был не похож сам на себя в
большей части спектакля. Кто в этом
виноват: драматургия Ани Яблонской или
новый взгляд на режиссуру руководителя
театра Наташи Князевой, теперь уже не
важно. Важно то, что спектакль появился.
Он грустный. Он смешной. Он о нас.
Пусть простит меня
театр, что я не упоминаю имен и фамилий
исполнителей. Несколько монологов —
стареющей собаки таксы, юноши Левы, его
еврейского папы, алкоголика Миши, пара
фраз Мишиной жены Раи — все это стало
живым и органичным. Князева соединила
все эти тексты с помощью своих фирменных
приемов, возникает ощущение, что мы
видим цитаты из ранних спектаклей
театра. Но этих цитат немного, в меру, и
возникает этот легкий аромат сумасшествия,
когда абсурдно выглядящие персонажи
вполне органично друг с другом
взаимодействуют.
Актеры в театре - очень
разные, по психотипу, по темпераменту,
по манере работать со зрителем. Сегодня
вечером на премьере спектакля они
работали легко и изящно. Органично
объединяясь друг с другом, сплетаясь и
расплетаясь на поворотах сюжета,
которого, в принципе, и нет вовсе, Аня
просто не успела все доработать,
турдефорсовцы смогли собрать эту
постановку в единое целое.
Финал, в котором Левин
папа, еврейский философ и «думатель»,
разговаривает с Исааком Ньютоном — с
«дядей Изей» - о законах, Ньютона,
опубликованных в учебниках, когда все
заканчивается любовью, и начиналось,
впрочем, тоже с любви, - и смешит, и
заставляет подумать о вечном — о любви.
О любви, да! Благодаря которой мы все
еще живем на этом свете. И старая больная
такса, и красавица тетя Рая, и пьяненький
Миша, и Лева, вспоминающий о своей первой
любви... И все мы в зале.
Театр очень хорошо меня
удивил. Этот поворот в другую сторону
— переход на другую ступень, повод
говорить о другом качестве режиссуры
Наташи Князевой, о более глубоком подходе
к пьесе, при этом в к большей эмоциональной
ясности, к простоте интонаций без
упрощения задачи роли. Это очень хорошо
работает. Как будто увидела новый театр!
Спасибо всем за сегодняшний вечер!
Комментариев нет:
Отправить комментарий