Вот утро. Так быстро пролетели эти дни. Сегодня последний день фестиваля. И чего я лежу до сих пор? Йогу проспала… Барабанщиков своих ненаглядных не услышала… Всё, надо брать себя в руки: последний день фестиваля, но это ж ещё не повод расслабляться.
Тем более что у меня сегодня дебют! Наш хор сегодня выступает. И ещё сегодня вечером будет играть «Перкалаба»! А я так люблю их драйв!
Всё, быстро все утренние дела, пора бежать на репетицию, потом искупаться в Днестре. За эти дни Днестр обмелел, стал таким неопасным, подталкивает под коленки, но уже не так сильно как пять дней назад, а шутя. Всё равно так красиво буруны закручиваются, играют… На том берегу выхаживает птица на длинных ножках – аист, кажется. Тот берег остался для меня загадкой – высокий, крутой, поросший густо лесом. Кто-то живёт наверху той горы. Кто-то гонит утром скот на пастбище и пригоняет вечером обратно. Кто-то включает свет по ночам, и мы этот свет видим отсюда, с зеленого склона АртПоля. И этому кому-то наверняка слышно нашу музыку по вечерам и ночам…
Сегодня мастер-класс гуцульского танца от «Капеллы Бай»: учимся танцевать «Голубку» и другие танцы. Очень ладно выходит у всех – у тех, кто учит, и у тех, кто танцует в первый раз, очень гармоничные и несложные движения.
Возле стенки бывшего коровника, ставшего нам Акустической сценой и приютом для кафе «Коза» и «Мармуляда», стоят вёдра с саженцами деревьев. Их сегодня будут высаживать на территории АртПоля. Места много. Деревьев тоже. У нас появляется уникальный шанс посадить дерево, которое будет ждать нас каждый год летом, шелестеть листвой и потихоньку разговаривать с «приемными родителями», то бишь с нами.
Вечером прибыли наши местные гости: «Перемiтка» из села Луки и «Надднестрянка» из Унижа. Они и открыли последний в этом году фестивальный концерт. Помните, я писала про горы, как они любят слушать, когда красиво поют? Эти песни для Прикарпатских невысоких гор – родные, они их просто впитывают. И танцевать хочется под них так естественно, ноги сами начинают пристукивать, плечи, руки, всё начинает двигаться! Возникают хороводы, артполевцы очень быстро начинают дружно танцевать в хороводах. Вообще говоря, здесь возникла очень интересная общность людей – любящих вот такую музыку, спокойно живущих без «Бумбокс» и проч., понимающих друг друга с полуслова и полувзгляда, и пусть мне потом ещё кто-нибудь попробует рассказать о непреодолимых противоречиях между разными частями нашей страны, всё это пустое, музыка может объединить так, что покрепче цемента будет. И тогда возникает в голове такое гордое и очень уместное здесь слово «патриотизм». Видите, на какую высоту замахнулось АртПоле?
А пока можно обнять за плечи друзей и кружиться с ними в танце…
В последний вечер играла совершенно сумасшедшая группа «Wild Marmalade» из Австралии. Правда, сумасшедшая! У них «на вооружении» какая-то удивительная австралийская трембита, которая издаёт звуки очень громкие, неожиданные и прожигающие. Плюс ударные – так всё чётко, сильно! В итоге слушатель оказывается окружён пульсирующей звуковой материей, пронизывающей всё насквозь. Очень сильно! Никогда не думала, что мне может понравиться такая музыка, но я заслушалась, это как шаманство, как ворожба… И потом, когда австралийцы отыграли почти час, наступила тишина, и вдруг чувствуешь, как тебя «отпускает» эта шаманская музыка «Wild Marmalade», и тишина такая странная, прозрачная…
Но некогда думать, извините, мой «хор глухонемых» должен выходить на сцену, и я спешу к своим друзьям. Бутылка с водой – подмышкой, коленки трясутся от волнения – быстренько приказать не трястись, и всё, мы уже выходим на сцену… Нас так много!.. Приготовились. А со сцены вся поляна и склон – как огромное чёрное шевелящееся пятно! Ещё раз пригрозить, не знаю чем, коленкам… Начинаем!..
И вовсе даже не страшно – нас же так много, мы все очень дружно поём: «Лягай!!!», лягаем (падаем, как подкошенные), быстренько встаём и снова поём… А как мы после водно-горлового пения заплевали сцену и друг друга – смешно и радостно вспоминать, а потом хлопали и пели, мы были такие счастливые! И мы не перепутали слова в этой шикарной песне с очень трудно запоминающимся текстом, мы всё правильно и с выражением спели. И «заколысались» (заколосились) мы тоже «чистенько», поэтому я сейчас с гордостью троекратно поднимаю руки вверх и троекратно кричу: «ААААА!..» Коллеги по хору поймут… А Березень у нас был ударником! А Федот из «Перкалабы» играл на трубе, и мы под него пели: «Лай-лай-лай!» Успех оглушительный. Не зря с нами Ярема репетировал, спасибо ему огромное.
А вслед за нами на сцену вышел оркестр овощных инструментов «Паприкалаба», управляемый и сделанный Беном Коупом (Великобритания). Все инструменты были сделаны собственноручно оркестром. То, что они вытворяли на сцене – невозможно описать. «Монитор – арбузу! Микрофоны – на кабачки!» – где такое можно услышать? Но не в этом дело. Дело в том, что это была МУЗЫКА… А репертуар-то был «Перкалабовский»: «Гулей!», «Кафельный памятник». Мохов даже в какой-то момент не выдержал и начал подпевать этому оркестру про кафельный памятник, чем ещё больше их воодушевил. Музыка везде, во всём, из всего, как я и хотела когда-то. Как мы им хлопали!
И потом, как завершающий аккорд вечера – «Перкалаба». Знаете, как-то тихо начала в этот вечер «Перкалаба». Потом постепенно набрала тот градус, которого мы все и ждали. И понеслось! Я даже не вспомню всё, что они играли в тот вечер, просто волной со сцены шла горячая энергия музыкантов. Много пели. От души. И «ДАХАБРАХА» спела с «Перкалабой» несколько песен, и мы уже все начинали подпевать, потому что днём слушали совместную репетицию и влюбились в эти песни. А в конце вышел сам Олег Иванович Мохов и спел нам легендарный «Кафельный памятник», и мы все пели вместе с ним!..
«И это было всё о нём…» Не помните, откуда эта фраза?.. Фестиваль закончился.
Обхожу АртПоле кругами, не хочу спать.
На Альтернативной сцене играли музыканты, в яблоневом саду играли музыканты, везде, где только можно, играли музыканты. Только большая сцена-«гнездо» опустела.
На Акустической сцене, где я вчера, нет, сегодня утром слушала музыку PortMone, тихо, все потихоньку проходят в кафе, и только звёзды просвечивают через кроны деревьев над этой площадкой. Тихо.
Печка у керамистов остывает. Утром можно будет забрать свои творения.
Много чего надо успеть сделать утром. Автобус будет ждать в 9 часов.
Только почему-то не хочется засыпать. Как-то жалко последние часы фестиваля проводить во сне, потом буду себя укорять за бездарно проведённое время. В поезде высплюсь. Какая ночь!..
Барабанщики разбудят…
P.S. В принципе, уже можно начинать готовиться к следующему фестивалю, в 2012 году. Я уже хочу, уже собираю друзей и всем рассказываю, какое это чудо, жаль, что целый год ждать. И тогда мы снова увидимся. И споём. И снова МУЗЫКА будет под каждой яблоней… Спасибо АртПолю…
Лилия Штекель
Вы вчера говорили, что в Крыму что-то намечается, так что не год ждать придется ;)
ОтветитьУдалить