18 нояб. 2012 г.

Киев. «Книжковий Арсенал». Книги, писатели, музыка. «Складноурядні»... (Запоздалые впечатления)


Bookmark and Share

Увидела сегодня снова фото со спектакля-перформанса «Дзеркало» (постановщик Елена Костюк, по тексту Тараса Прохасько). Да, это действительно было очень впечатляюще. И этот перформанс, и «Абсент» Юрия Андруховича в исполнении автора и польской группы «Carbido” (видео-инсталляции от иванофранковской ви-джей-группы «СUBE»), а на Сергея Жадана в этот раз остаться уже не получилось, к сожалению. Поздно пишу об этом культурном событии, знаю, что поздно. Но воспоминания так ярки и свежи...
Это был вечерний проект «Складносурядні» Агентства событий АртПоле на «Книжном Арсенале» («Книжковий Арсенал») в Киеве, прошедший с 3 по 7 октября.
«Книжковий Арсенал» очень приятно поразил. Мне казалось, что книжные выставки и ярмарки умирают. Ведь мы стали меньше читать бумажные книги, если читать, то, скорее всего, электронные варианты книг. Бумажные книги остались детям, школьникам, да и то старшие школьники — уже интернет-продвинутые люди, обычные книги — это уже не вопрос моды или престижа. Мы скачиваем тексты в Интернете, зачем нам книги? Оказывается, все не так (и слава богу!)! Книги очень нужны, просто необходимы. Я читаю в сети, куда я от этого денусь. Но очень люблю ощущение, когда беру в руки КНИГУ, сажусь на диван под лампу или залезаю под одеяло, открываю нужную страницу, а книга пахнет КНИГОЙ, бумажные страницы ее так приятны под руками (я больше люблю мягкую матовую бумагу, она так и называется, кажется, – «книжная»… но и глянцевые детские книги тоже бывают неплохи, сейчас столько хороших книг печатают, оригинальных, иногда просто волшебных!), начинаю читать и… Получаю свой «маленький кусочек вечернего счастья»...
Самое главное то, что издательства выживают в наше сложное время. Они ищут новые формы книг, новых авторов, приглашают к работе «живых классиков», интересных иллюстраторов, стараются, «крутятся»… Книжные магазины превращаются в арт-кафе, кофейни, клубы… Книга не сдается, не умирает. И это вселяет надежду.
Когда видишь глаза детей возле столов детских издательств, то начинаешь поневоле улыбаться – они рассматривают книги, они их читают, просят родителей купить книгу. Ради этого все это и затевается. Ради детей, ради нашего будущего.
Старые стены Мистецкого Арсенала, в котором проходил это грандиозный книжный фестиваль, выглядели очень гостеприимно. Там очень хорошая энергетика, там много воздуха и света, много места! Поместились все – многочисленные украинские издательства и книжные магазины, выставка работ каллиграфов и иллюстраторов с многочисленными мастер-классами, «залы презентаций» - целых три! – где можно было увидеть «настоящих» писателей и задать вопрос на встрече, взять автограф, послушать рассказ том, что это за ремесло такое – быть писателем – а потом пойти выпить кофе в кофейню с философским названием «Сковорода», или в кофейню «Старого Лева», или в «Бабуин», попробовать львовские сладости, купить еще пару открыток, потом еще одну книгу, взвесить на руке тяжесть сумки, тяжело вздохнуть, снова не удержаться и купить книгу… Я ходила на мастер-классы к печатникам: это было здорово - попробовать свои силы в технике гравюры. Мастер-классы вытынанки, «Каляки-Маляки», школа маленьких барабанщиков, попытки придумать свой собственный шрифт в зоне каллиграфии, шерстяные валяные штучки-самоделки — прямо здесь, на огромном столе, валяй из шерсти радуйся... Желающих всегда было – хоть отбавляй!
Всюду в режиме «нон-стоп» проходили мастер-классы, встречи-беседы с писателями и поэтами, презентации книг, автограф-сессии неизменно собирали массу поклонников, писатели просто купались в нашей читательской любви — Андрухович, Жадан, Карпа, Баррикко, Аствацатуров, Дереш, Издрик, Винклер, Роздобудько, ... Толпы людей — с детьми, с пакетами книг, с чашечкой кофе, в приподнятом настроении... А как уходили с Книжного Арсенала — книги подмышкой, в сумках, «папа, ты мне обещал купить ту сказку, мы забыли... так что? вернемся сейчас? нет, уже завтра, уже не помещаются в сумку книжки...»
А вечером второй этаж Книжного Арсенала начинал жить своей особой музыкальной жизнью. Сначала там проходили концерты Фестиваля Новой музыки, собиравшие толпы любителей послушать очень экспериментальную музыку (Лидия Кавина с соло на терменвоксе) и не очень экспериментальную, но так же очень интересную музыку (киевлянина Валентина Сильвестрова, например, это же «живой классик»!), винтажный и драматический шансон Марьяны Садовской с программой «Одесса андеграунд», и еще много-много всего.
После современной музыки начиналось время проекта Агентства событий «АртПоле», который назывался «Складносурядні».
Первый же вечер («Дзеркало») стал откровением для зрителей, атмосфера в зале Арсенала была как звонкая натянутая струна. Высокие своды второго этажа Арсенала, тяжелые кирпичные колонны, поддерживающие свод стали естественной декорацией зала. Свет, выхватывающий Елену и Тараса из темноты, они сидят и ждут, ждут начала действа. Яблоки, насыпанные горкой возле первого ряда зрительного зала, красные, душистые... Запах яблок... Как запах детства... Как запах памяти. Мы не задумываемся в суете будней, чем было для нас наше прошлое, оно хранится в нас где-то в глубине души, на генетическом уровне, и выстреливает вдруг, неожиданно: в жесте сына, в улыбке дочери, в восприятии запаха. И тогда вдруг вспоминаются бабушкины внимательные глаза и ее теплые руки, ее тихая молитва в углу комнаты... Первый снег, яблоки висящие на дереве, дедушка срывает зеленое крепкое яблоко, которому не страшен мороз, аккуратно нарезает прямо в руке перочинным ножичком яблоко на тоненькие дольки, яблоко кислое на вкус, я аж морщусь, дедушка улыбается мне: «Зимой будет слаще меда...» Запах яблок в корзине, которую несу из сада в старый чулан, где бабушка старательно обворачивает каждое яблоко в тонкий лист журнала «Политсамообразование», который приходилось выписывать папе, и бумага эта была тонкая, плотная, хорошая была бумага... А на новый год собираем праздничный стол, я захожу в чулан, открываю старый сундук, и оттуда вырывается на волю сладкий запах яблок... Разворачиваю, вдыхаю запах яблоневого сада, голова немного кружится — от воспоминаний о летнем счастье, о мечтах, нужно загадать желание, я верю, оно сбудется... Где тот старый чулан, тот старый деревянный дом?.. Где сад?.. Увы, только в моей памяти. Много воспоминаний будит в душах зрителей это проект Елены Костюк по прозе Тараса Прохасько. Видео-инсталляции помогли создать целый мир, окружающий Героиню (Елена Костюк) и Автора (Тарас Прохасько). Старые фотографии ушедших давно в мир иной людей — черно-белые, выцветшие до цвета сепии — с них на нас смотрят женщины и мужчины в украинских костюмах, смотрят прямо и даже немного строго, будто спрашивая у нас о чем-то, известном только им. Наверное, о том, помним ли мы, что они тоже БЫЛИ. По словам Тараса Прохасько, нет человека без прошлого, и это действительно помогает жить дальше, даже если иногда кажется, что это только мешает. Время — оно же как яблоневый сад — каждый год наступает весна, потом лето, осень с тяжелыми сочными плодами, а потом урожай собирается, листья опадают, и наступает зима — но только до следующей весны. Все возвращается вновь. Надо только помнить о том, что у тебя есть яблоневый сад. За ним нужно ухаживать. Его нельзя забывать... обязательно надо передать дальше. Без прошлого нет будущего...
Следующий вечер был вечером «Абсента» - проект Юрия Андруховича совместно с польской группой «Carbido” и украинской ви-джей группой «CUBE”. Проза и поэзия Юрия Андруховича, исполняемые им самим, дополненная музыкой «Carbido”, были энергетически очень насыщенны. Это был второй вечер, когда текст читал сам автор. При все разнице темпераментов писателей (Прохасько и Андрухович) они оказались очень похожи своей искренностью, попытками достучаться до наших душ. Поэзия Андруховича, страстная, темпераментная, очень точно «Carbido” подзвученная, они живут на сцене в одном темпоритме, стала в этот вечер буквально выпуклой, осязаемой. Каждая глава книги «Перверзия», рассказавшая о странном и трагическом исчезновении молодого поэта Стаса Перфецкого, получила свое лицо, настроение, цвет и звук. Глава «Зима в Баварии» - сумасшедшее завораживающее действо... «Венецианские» вкусные строчки... «Ада» - красная, вязкая, душная до обморока глава, посвященная любимой женщине Перфецкого... «Реггей» - зелено-голубая, умиротворяющая глава, сейчас — самая моя любимая в этом спектакле-перформансе, наверное, мне сейчас именно этого размеренного покоя не хватает в жизни, этого дружественного и мягкого ветра, этого солнца, этого головокружения от ощущения полноты бытия... А всего лишь надо слушать реггей, вдыхать запах травы, рядом с тобой на траве лежит твой самый близкий человек, и ему тоже больше ничего сейчас не надо, кроме как быть с тобой, слушать реггей из транзистора, смотреть на небо... (ничего, поеду летом на АртПоле, лягу на траву, буду смотреть на небо, потом закрою глаза, улечу...) Любовь, страсть, нежность, ревность, нега, аромат легкого сумасшествия... Смена настроений, географии... Арсенальные стены и колонны опять стали продолжением сцены, они легко принимают любое театральное преображение, очень органично вписываются в прозу, в поэзию, заполняются музыкой, акустика в этих стенах оказалась хорошая, несмотря на огромное пространство.
Интересно, как вписался потом в это пространство Сергей Жадан с «Собаками в космосе»?.. Я верю, что вписался.
Вообще пространство Арсенала очень удачно оказалось организовано. Инсталляция «Эволюция и Теория» Цадока Бен-Давида (Лондон), выполненная на белом песке их множества ажурных фигур, вокруг которой всегда задерживались в восхищении посетители, где тянуло посидеть рядом и подумать... Детский городок, выстроенный как замок из больших картонных коробок (как мало надо нашим детям для счастья — картонные коробки, замок-лабиринт из них, папа, который сфотографирует, как ты выглянул в вырезанное окошко...) Огромное пространство было отдано иллюстраторам, графическим создателям книг, здесь можно было увидеть выставку каллиграфии и поучиться азам этого старинного искусства на мастер-классе, восхититься самыми разными по стилю коллекции украинских художников-иллюстраторов, опять-таки поучаствовать в мастер-классе, почувствовать разницу — увидеть разнообразные «арт-буки» - в подходе к созданию книги, как к произведению искусства, и здесь организаторы постарались, подобрав удивительные коллекции и авторов, один только маленький зал, вместивший в себя несколько вариаций создания арт-буков по стихотворению Даниила Хармса «День» чего стоит... А рядом с этим залом сидела женщина, вязавшая книгу из серпантиновых полосок, на которых посетители писали свои истории... Мастерская книги «Гачі прічі», мальчики и девочки, которые легко и просто учили искусству гравюры всех желающих, этот их огромный старый станок для печати гравюры, огромное колесо сначала туго идет, потом легко, потом чувствуется сопротивление, это ваш листок бумаги прижимается к кусочку линолеума, где вы сами шилом выцарапали изображение, и вот они уже расстались, и у вас в руках — влажное отпечатанное изображение... Как вкусно пахнет типографская краска... Это я сама сделала... Я счастлива... И не только я. Папа с сыном, которые сидят рядом и одинаково высунув кончики языков, старательно выцарапывают кораблики, солнышки, господи как они похожи, как они сейчас близки друг другу, это дорогого стоит... А на следующий день там же мы учились сшивать и оформлять себе записные книжки... Детей было всегда на мастер-классах — масса, и это вселяет надежду...
Потом, когда я уже ехала ночью в Одессу, парень, сидевший в автобусе рядом, открыл пакет, достал яблоко, откусил, и мне вспомнился запах яблок, «дзеркаловских», и Лена Костюк вспомнилась, лежащая ничком на полу возле них... Надо подумать, где в Одессе можно будет что-то такое сделать... Нельзя останавливаться... Конца света не будет, пока будут писаться стихи, романы, издаваться книги... «Слушать реггей, смотреть на небо, вдыхать запах травы...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий