24 нояб. 2012 г.

"Четвертый закон Ньютона" - премьера в Тур де Форсе"


Bookmark and Share"4-й закон Ньютона" — последняя пьеса Ани Яблонской. Незаконченная, как наброски, без четкого стержня и без конца. Одесский театр «Тур де Форс» сумел сделать из этих полунабросков-полуэтюдов спектакль, подтвердив свое название — прыжок с поворотом, мощный, сильный...
Театр меня приятно удивил, был сделан огромный рывок, «Тур де Форс» был не похож сам на себя в большей части спектакля. Кто в этом виноват: драматургия Ани Яблонской или новый взгляд на режиссуру руководителя театра Наташи Князевой, теперь уже не важно. Важно то, что спектакль появился. Он грустный. Он смешной. Он о нас.
Пусть простит меня театр, что я не упоминаю имен и фамилий исполнителей. Несколько монологов — стареющей собаки таксы, юноши Левы, его еврейского папы, алкоголика Миши, пара фраз Мишиной жены Раи — все это стало живым и органичным. Князева соединила все эти тексты с помощью своих фирменных приемов, возникает ощущение, что мы видим цитаты из ранних спектаклей театра. Но этих цитат немного, в меру, и возникает этот легкий аромат сумасшествия, когда абсурдно выглядящие персонажи вполне органично друг с другом взаимодействуют.
Актеры в театре - очень разные, по психотипу, по темпераменту, по манере работать со зрителем. Сегодня вечером на премьере спектакля они работали легко и изящно. Органично объединяясь друг с другом, сплетаясь и расплетаясь на поворотах сюжета, которого, в принципе, и нет вовсе, Аня просто не успела все доработать, турдефорсовцы смогли собрать эту постановку в единое целое.
Финал, в котором Левин папа, еврейский философ и «думатель», разговаривает с Исааком Ньютоном — с «дядей Изей» - о законах, Ньютона, опубликованных в учебниках, когда все заканчивается любовью, и начиналось, впрочем, тоже с любви, - и смешит, и заставляет подумать о вечном — о любви. О любви, да! Благодаря которой мы все еще живем на этом свете. И старая больная такса, и красавица тетя Рая, и пьяненький Миша, и Лева, вспоминающий о своей первой любви... И все мы в зале.
Театр очень хорошо меня удивил. Этот поворот в другую сторону — переход на другую ступень, повод говорить о другом качестве режиссуры Наташи Князевой, о более глубоком подходе к пьесе, при этом в к большей эмоциональной ясности, к простоте интонаций без упрощения задачи роли. Это очень хорошо работает. Как будто увидела новый театр! Спасибо всем за сегодняшний вечер!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий