11 мая 2011 г.

«Потерпевший Гольдинер». Подарок Одессе от Шендеровича

Автор: Лилия Штекель, Odessa Daily 03.05.2011 14:00
odessa-y-okeanaЧто происходит с нашими родными и друзьями, когда они уезжают от нас навсегда в эмиграцию? Как они там? Какая часть сердца все-таки остается здесь, а какая трудно и медленно приживается на новом месте, кто может подсчитать в процентном соотношении?
Непростая задача. Можно прожить двадцать лет в Штатах, на знаменитом Брайтоне и так и не выучить «их английский», и пусть хоть застрелятся. И как важно не остаться одиноким на этом далеком от прошлой жизни острове одиночества в толпе под названием «эмиграция»!

Если повезет, и одинокого пенсионера собьет машина на Манхэттене, и водителем сбившей его машины окажется законопослушная американка советского происхождения, то у потерпевшего есть шанс на восемь недель стать не одиноким и даже счастливым. Это если попытаться вкратце пересказать содержание пьесы «Потерпевший Гольдинер» Виктора Шендеровича. Специально для Одессы было выбрано другое название – «Одесса у океана» – более ностальгическое, романтичное.
Для Виктора Шендеровича это не первая постановка пьесы в Одессе, ранее Украинский театр поставил его пьесу «Два ангела». И нынешняя постановка в Русском театре стала логичным продолжением работы с интересным автором. Для меня Шендерович прежде всего – автор, автор пьес, сценариев передач, прозы, а не политик, не оракул и не политический обозреватель. Литературное его творчество легко и изящно, иронично и сентиментально, смешно и гротескно.
Знаете, это большая удача, всё совпало в одной точке на улице Греческой. Видно, что все делалось с любовью, весь спектакль дышит любовью: к молодой симпатичной девушке, к родине, к жизни, к зрителям… Поставил пьесу Михаил Чумаченко, для которого работа в тандеме с Виктором Шендеровичем уже не первая, и драматург ему доверяет почти как самому себе. И очень заметно, что всё ставилось с уважением и любовью к материалу, к одесситам. Зал всегда чувствует такую любовь к себе, и тогда, именно тогда появляется в театральных залах ТЕАТР, когда все уже как одно целое, когда воздух становится особенным, театральным. Каждое слово актеров – Олега Школьника и Татьяны Коноваловой (второй состав: Гуллер Полякова – прим. ред.) – довилось на лету.
Для народного артиста Украины Олега Школьника роль эмигранта Гольдинера стала большим подарком судьбы. Роль настолько его, что перед зрителями стирается граница между актером и его героем. Зрители верят каждому его слову, взгляду, жесту. Выразительная и лаконичная игра Олега Школьника очень впечатляет. Это тот случай удачной работы, когда за ролью раскрывается целая судьба, когда зрители могут увидеть и прошлое, и настоящее, и будущее героя. Отличная актерская работа.
Для Татьяны Коноваловой роль миссис Уотсон, а попросту Жени Ровинской, стала не просто ролью молоденькой симпатичной американки. Коновалова внесла в роль столько себя, столько обаяния, неравнодушия! У Школьника очень достойный партнер на сцене, и наблюдать, как артисты мастерски играют переход от непонимания и гротеска к полному взаимопониманию и мелодраме, очень интересно.
Спектаклю помогает и музыкальное оформление, осуществленное Евгенией Ермаковой. Когда слышишь с детства знакомое: «Слышишь, время гудит «БАМ!», – то сначала ощущаешь такое странное покалывание где-то в области сердца, потом отпускает, потом вдруг появляется странная ностальгия. И самое главное, о чем я уже говорила, веришь главному герою – мое поколение выросло на этой музыке, и мой сын засыпал под эти музыкальные опусы про БАМ, ему почему-то очень нравилось…
И художественное оформление Григория Фаера под стать. Смесь американской квартиры на Брайтоне и одесской «хрущевки». И плакаты, плакаты, плакаты… Оттуда, из Советского Союза, из почти коммунистического прошлого.
Два мира сталкиваются в этой маленькой квартирке в маленькой Одессе на берегу Атлантического океана. Сталкиваются вначале так непримиримо. Но оба героя пьесы – из Одессы, и это срабатывает. Одесситы просто обязаны найти общий язык, пусть даже с такой разницей в возрасте. И момент, когда они счастливы вместе, но все равно расстанутся, так по-хорошему сентиментален. «Комедия и немножко себе мелодрама» – именно так обозначил жанр своей пьесы Шендерович.
И, подводя итоги, можно сказать, что театр выпустил очень неплохой спектакль, у которого будет зритель, на который не стыдно сводить друзей, приехавших в Одессу, который можно посмотреть не один раз, хотя бы ради той сцены, когда Гольдинер провожает Женю, оглядывается на зал, и вдруг решительно и обреченно стирает её номер телефона с холодильника.
И ради голоса Шендеровича, который Автор. Ради сопереживания, ради любви.

Комментариев нет:

Отправить комментарий