28 июл. 2011 г.

АртПоле. Яблочно-садово-полевой дневник. 16 июля. День пятый




Bookmark and Share

Вот утро. Так быстро пролетели эти дни. Сегодня последний день фестиваля. И чего я лежу до сих пор? Йогу проспала… Барабанщиков своих ненаглядных не услышала… Всё, надо брать себя в руки: последний день фестиваля, но это ж ещё не повод расслабляться.

Тем более что у меня сегодня дебют! Наш хор сегодня выступает. И ещё сегодня вечером будет играть «Перкалаба»! А я так люблю их драйв!

Всё, быстро все утренние дела, пора бежать на репетицию, потом искупаться в Днестре. За эти дни Днестр обмелел, стал таким неопасным, подталкивает под коленки, но уже не так сильно как пять дней назад, а шутя. Всё равно так красиво буруны закручиваются, играют… На том берегу выхаживает птица на длинных ножках – аист, кажется. Тот берег остался для меня загадкой – высокий, крутой, поросший густо лесом. Кто-то живёт наверху той горы. Кто-то гонит утром скот на пастбище и пригоняет вечером обратно. Кто-то включает свет по ночам, и мы этот свет видим отсюда, с зеленого склона АртПоля. И этому кому-то наверняка слышно нашу музыку по вечерам и ночам…

Сегодня мастер-класс гуцульского танца от «Капеллы Бай»: учимся танцевать «Голубку» и другие танцы. Очень ладно выходит у всех – у тех, кто учит, и у тех, кто танцует в первый раз, очень гармоничные и несложные движения.

Возле стенки бывшего коровника, ставшего нам Акустической сценой и приютом для кафе «Коза» и «Мармуляда», стоят вёдра с саженцами деревьев. Их сегодня будут высаживать на территории АртПоля. Места много. Деревьев тоже. У нас появляется уникальный шанс посадить дерево, которое будет ждать нас каждый год летом, шелестеть листвой и потихоньку разговаривать с «приемными родителями», то бишь с нами.

Вечером прибыли наши местные гости: «Перемiтка» из села Луки и «Надднестрянка» из Унижа. Они и открыли последний в этом году фестивальный концерт. Помните, я писала про горы, как они любят слушать, когда красиво поют? Эти песни для Прикарпатских невысоких гор – родные, они их просто впитывают. И танцевать хочется под них так естественно, ноги сами начинают пристукивать, плечи, руки, всё начинает двигаться! Возникают хороводы, артполевцы очень быстро начинают дружно танцевать в хороводах. Вообще говоря, здесь возникла очень интересная общность людей – любящих вот такую музыку, спокойно живущих без «Бумбокс» и проч., понимающих друг друга с полуслова и полувзгляда, и пусть мне потом ещё кто-нибудь попробует рассказать о непреодолимых противоречиях между разными частями нашей страны, всё это пустое, музыка может объединить так, что покрепче цемента будет. И тогда возникает в голове такое гордое и очень уместное здесь слово «патриотизм». Видите, на какую высоту замахнулось АртПоле?

А пока можно обнять за плечи друзей и кружиться с ними в танце…

В последний вечер играла совершенно сумасшедшая группа «Wild Marmalade» из Австралии. Правда, сумасшедшая! У них «на вооружении» какая-то удивительная австралийская трембита, которая издаёт звуки очень громкие, неожиданные и прожигающие. Плюс ударные – так всё чётко, сильно! В итоге слушатель оказывается окружён пульсирующей звуковой материей, пронизывающей всё насквозь. Очень сильно! Никогда не думала, что мне может понравиться такая музыка, но я заслушалась, это как шаманство, как ворожба… И потом, когда австралийцы отыграли почти час, наступила тишина, и вдруг чувствуешь, как тебя «отпускает» эта шаманская музыка «Wild Marmalade», и тишина такая странная, прозрачная…

Но некогда думать, извините, мой «хор глухонемых» должен выходить на сцену, и я спешу к своим друзьям. Бутылка с водой – подмышкой, коленки трясутся от волнения – быстренько приказать не трястись, и всё, мы уже выходим на сцену… Нас так много!.. Приготовились. А со сцены вся поляна и склон – как огромное чёрное шевелящееся пятно! Ещё раз пригрозить, не знаю чем, коленкам… Начинаем!..

И вовсе даже не страшно – нас же так много, мы все очень дружно поём: «Лягай!!!», лягаем (падаем, как подкошенные), быстренько встаём и снова поём… А как мы после водно-горлового пения заплевали сцену и друг друга – смешно и радостно вспоминать, а потом хлопали и пели, мы были такие счастливые! И мы не перепутали слова в этой шикарной песне с очень трудно запоминающимся текстом, мы всё правильно и с выражением спели. И «заколысались» (заколосились) мы тоже «чистенько», поэтому я сейчас с гордостью троекратно поднимаю руки вверх и троекратно кричу: «ААААА!..» Коллеги по хору поймут… А Березень у нас был ударником! А Федот из «Перкалабы» играл на трубе, и мы под него пели: «Лай-лай-лай!» Успех оглушительный. Не зря с нами Ярема репетировал, спасибо ему огромное.

А вслед за нами на сцену вышел оркестр овощных инструментов «Паприкалаба», управляемый и сделанный Беном Коупом (Великобритания). Все инструменты были сделаны собственноручно оркестром. То, что они вытворяли на сцене – невозможно описать. «Монитор – арбузу! Микрофоны – на кабачки!» – где такое можно услышать? Но не в этом дело. Дело в том, что это была МУЗЫКА… А репертуар-то был «Перкалабовский»: «Гулей!», «Кафельный памятник». Мохов даже в какой-то момент не выдержал и начал подпевать этому оркестру про кафельный памятник, чем ещё больше их воодушевил. Музыка везде, во всём, из всего, как я и хотела когда-то. Как мы им хлопали!

И потом, как завершающий аккорд вечера – «Перкалаба». Знаете, как-то тихо начала в этот вечер «Перкалаба». Потом постепенно набрала тот градус, которого мы все и ждали. И понеслось! Я даже не вспомню всё, что они играли в тот вечер, просто волной со сцены шла горячая энергия музыкантов. Много пели. От души. И «ДАХАБРАХА» спела с «Перкалабой» несколько песен, и мы уже все начинали подпевать, потому что днём слушали совместную репетицию и влюбились в эти песни. А в конце вышел сам Олег Иванович Мохов и спел нам легендарный «Кафельный памятник», и мы все пели вместе с ним!..

«И это было всё о нём…» Не помните, откуда эта фраза?.. Фестиваль закончился.

Обхожу АртПоле кругами, не хочу спать.

На Альтернативной сцене играли музыканты, в яблоневом саду играли музыканты, везде, где только можно, играли музыканты. Только большая сцена-«гнездо» опустела.

На Акустической сцене, где я вчера, нет, сегодня утром слушала музыку PortMone, тихо, все потихоньку проходят в кафе, и только звёзды просвечивают через кроны деревьев над этой площадкой. Тихо.

Печка у керамистов остывает. Утром можно будет забрать свои творения.

Много чего надо успеть сделать утром. Автобус будет ждать в 9 часов.

Только почему-то не хочется засыпать. Как-то жалко последние часы фестиваля проводить во сне, потом буду себя укорять за бездарно проведённое время. В поезде высплюсь. Какая ночь!..

Барабанщики разбудят…

P.S. В принципе, уже можно начинать готовиться к следующему фестивалю, в 2012 году. Я уже хочу, уже собираю друзей и всем рассказываю, какое это чудо, жаль, что целый год ждать. И тогда мы снова увидимся. И споём. И снова МУЗЫКА будет под каждой яблоней… Спасибо АртПолю…

Лилия Штекель

27 июл. 2011 г.

АртПоле. Яблочно-садово-полевой дневник. 15 июля. День четвёртый


Bookmark and Share

Утро доброе всем! Я уже проснулась. Мои соседи, слава богу, уже играют на своих дарбуках. Каждое утро думаю: уже играют или ещё играют?

Так, пора вставать, делать все утренние дела, и пора к Юле на берег – йога, «летящий шаг», желание взлететь…

Чай в чайном клубе – такое чудо с утра. Но репетиция ждёт: пора петь хором.

Опять бегу вверх. И так весь день: вверх-вниз. Я, между прочим два килограмма скинула за эти дни. Поэтому могу сказать: рекомендую АртПоле от лишнего веса и любых недомоганий, у меня начинающаяся простуда позавчера прошла за вечер, лег-ко!

«Хор глухонемых» – ежеутреннее удовольствие. Нас уже много, мы всё выучили, теперь отрабатываем. Останавливаются возле репетиционного места «новенькие-свеженькие», с рюкзаками, свёрнутыми палатками и карематами. Слушают, улыбаются. Так, улыбаясь, и уходят в яблоневый сад мимо сцены-«гнезда» – устраиваться, ставить палатки, обживаться.

Сегодня приехало очень много людей, нас уже около трёх тысяч!.. Внизу уже почти под каждой яблоней палатки. Я еле нашла свою маленькую палатку, потому что за пару часов рядом выросли новые палатки, такие большие, что моя палатка больше не видна с тропинки. Столько людей! Все спускаются к Днестру, или уже поднимаются от Днестра, выкупавшиеся, довольные.

Печка готова! Ура! Уже все налепленные штуки внутри печки, и керамист Миша заделал кирпичами вход в печь, горит огонь внизу в топке, и теперь остаётся только довериться волшебнице-печке и ждать. Температура в печке достигает 1200 градусов. Потом печка ещё и остыть должна, и только потом артполевские умельцы смогут увидеть творения рук своих.

Рядом с гончарной мастерской продолжают окрашиваться ткани и нитки: экологически чисто и красиво, цвета естественные и очень приятные для глаз.

На Аутентичной сцене мастер-класс от крымской группы ««Джезаир». Жарко, солнце распалилось, и музыка тоже очень жаркая, поэтому нам было не холодно, совсем не холодно. Музыка этой группы виртуозна и зажигательна. Она – настоящая! Танцевать хочется очень. А мы все сидим, сидим, потом всё-таки не выдерживаем, и девушки начинают плясать! Удержаться было уже невозможно. И музыкантам нравится, что девушки танцуют. Но они такие сдержанные, тихонько себе улыбаются и продолжают играть, и играют всё лучше и лучше!

А с мастер-класса группы ДАХАБРАХА журналистам пришлось уйти, потому что в это же время началась пресс-конференция, первая и единственная. На пресс-конференции мы увидели много журналистов, только сегодня приехавших на АртПоле. Они были такие беленькие, незагоревшие, не то что мы, освоившие это удивительное пространство за эти несколько дней. И ещё – мы были более расслаблены, свободны, и наша одежда уже не отличалась от простых и ярких одежд жителей АртПоля, и мы успели за эти дни получить такую огромную порцию счастья, что омрачить его могло только то, что одновременно с пресс-конференцией музыканты ДАХАБРАХА рассказывали, как из аутентичной песни сделать современный шедевр, а мы были здесь!.. Просто одновременно столько всего происходило, я даже не успевала везде, хоть и похудела на два кило и стала очень легка на подъём. Киноклуб работал каждый день. И я совсем забыла про ребят из файер-шоу: они тоже занимались с желающими научиться азам этого дела. И ещё немецкая танцовщица Сина давала уроки контемпа, и артполевцы танцами занимались прямо на дороге, плевать на ровные сцены и ламинаты, контемп – он везде контемп!

И «Паприкалаба» оживлённо вырезала все новые инструменты из кабачков и морковки! Как они будут играть – для меня останется сюрпризом до завтра, до концерта, хочу всё услышать завтра в первый раз!

Вечер сегодня такой насыщенный ожидается. Не заявленный ранее в программе коллектив из Тернополя (надо же дать шанс молодым группам!) «Ті, що падають вгору» начал концерт.

За ними – «Фолкнери» из Киева. Очень необычный коллектив. Композиции базируются на фольклоре. Манера исполнения – театральный фарс, перформанс. Напоминает ранние композиции ДАХАБРАХА, что заметил и сам Марко Галанович. Но «Фолкнери» – другие, они поют о другом… Меньше сказки, загадочности, но больше юмора, самоиронии. Девушки такие колоритные, со звонкими голосами. Мне кажется, у них хорошее будущее, только надо не останавливаться, продолжать искать себя. У них получится!

После «Фолкнеров» выступила польская группа «Village Kollektiv». Тоже такая заводная группа, яркая. Со своими «штуками» и «сюрпризами».

Но самым запоминающимся стало выступление «Гайдамаков». Образ «настоящего козака» очень притягателен. Когда на сцене запели такие парни, всё АртПоле превратилось в единый танцпол. Волны энергии были огромны, как цунами, только не страшное, а тёплое и опьяняющее. Ощущение было, что всё стало красно-оранжевым, как в огромной печи. Люди танцевали, пели песни вместе с «Гайдамаками». Представляете себе, почти три тысячи человек на склоне и танцполе, и все танцуют и поют! Я за эти дни такое видела в первый раз, да простят меня все предыдущие исполнители. Это захватывает, даже дети танцевали!

Ух! После такого идти спать как-то уже было неприлично… Ну, только пойти выпить кофе в «Бандероль», а оттуда перетечь на Альтернативную сцену, там уже своя программа каждую ночь. Привыкаю не спать по ночам. Как же я потом жить-то буду без всего этого?..

А потом был ещё один подарок отАртПоля: утренний концерт PortMone। Утренний или ночной… В пол-четвёртого утра. Это как кому больше нравится। Мне казалось, что после такого дня меня уже будет не удивить, и музыка PortMone, слушанная мной столько раз, уже такая знакомая и близкая, станет просто хорошим завершением этой ночи. Но получилось совсем по-другому. Когда музыка совсем рядом – на Акустической сцене, на Альтернативной – когда она настоящая – и совсем рядом – это катарсис. Когда до слёз. Когда невозможно потом даже разговаривать. У меня такие хорошие соседки попались – им очень нравится музыка PortMone – очень хорошие девчата Алёна и Олеся. Извините, пожалуйста, что была не слишком разговорчива. Если вы читаете сейчас это – извините, мне было рядом с вами очень хорошо, просто говорить не могла. Ни о чём. Спасибо PortMone за понимание мига прекрасного, которое затягивается как в замедленном кино. Спасибо.

А я пока пойду спать. Мне что-то опять разговаривать не хочется. Утро такое росистое… До завтра всем.

Лилия Штекель

25 июл. 2011 г.

АртПоле. Яблочно-садово-полевой дневник. 14 июля. День третий





Bookmark and Share


Утро очень хорошее. Перкуссии на месте… Будильнички вы мои родные… И что я буду делать, если вы уснете до утра и не разбудите меня в такое хорошее время суток?

Йога с утра – тоже входит в привычку. Спасибо Юле!

Репетиции хора после завтрака – ещё одна хорошая привычка. Учимся «лягать» – организованно падать после пропетого слова и быстро вставать. Домашнее задание (полоскать горло громко, с выражением и самозабвенно!) выполняем с трудом по причине беспричинного смеха. Единственное, что хорошо получилось у меня – выплюнуть воду вперёд и вверх. Почему-то выплюнулось на соседа впереди. Не обиделся. Он тоже на кого-то выплюнул. А надо доплюнуть до Яремы… С нами репетировал легендарный Федот – трубач из «Перкалабы». С какими людьми мы будем на одной сцене!

Сегодня у меня дошла очередь до «сырных коников» – это такие лошадки из молочного сыра. Все желающие могли не только купить такого коника или гусочку, но и попробовать сделать такую фигурку самостоятельно. Это так интересно! Сыр приваривают в горячей воде, он становится тягучим, эластичным, и в этот момент из него надо быстренько начинать вытягивать тельце, головку, ножки и даже упряжь. Ощущения у лепящих «коников» были очень хорошие, взрослые сразу превращались в детей, а их дети – настоящие их дети почти сразу всех коников съедали! Они ведь очень вкусные – свежесделанные сырние коники…

Приехали из Крыма целым десантом крымские татары: Мамут-ага учил красить ткань и шесть для вязания и валяния при помощи натуральных красителей (из трав и проч.) в огромных чанах, тут же рядом мастерицы учили валять из овечьей мягкой шерсти бусины-шарики – такой релакс можно себе устроить, если б вы знали, когда валяешь бусину по-мокрому, в керамической мастерской на гончарном круге учил работать очень серьёзныё мастер, и такая же серьёзная очередь выстроилась к нему. А ещё у них на столах под навесом посуда расписная, вышитые головные уборы и сумки, всякие валяно-вышитые штучки на шею и на ручки, декоративная роспись на бумаге – всё такое летнее, цветное, очень гармоничное, настроение повышает.

Печка для керамики делается – потихоньку, но уверенно. Быстро не сделать… На улице уже выстраиваются рядочки посудок, вылепленных на мастер-классах. Печку ждут…

Вечер обещает встречу с украинскими группами «КораЛЛi», «Пропала Грамота», Ульяной Горбачевской и венгерской группой «Besh'o'drom». Этно-фолк-вечер получился.

Трембита – очень загадочный инструмент. В зависимости от того, в чьи руки она попадает и что на ней играют, трембита может звучать архаично, а может и современно. В руках музыканта группы «КораЛЛi» трембита была и грустящей птицей, и хулиганкой из джаза. Именно она, на мой взгляд, задаёт настрой композициям группы. Первый раз в жизни танцевала под звуки трембиты, честное слово… Спасибо «КораЛЛi».

«Пропала Грамота» – легендарная группа. Если кто на поле этого и не знал, то, услышав первую же композицию, понял это сразу же. Яркое зрелище, умело сделанное, живое. Павло Нечитайло вместе с гостями из «Перкалаба» и «ДАХАБРАХА» не дал нам всем расслабиться.

А потом на сцену вышла Ульяна Горбачевская вместе с музыкантами, и речитативы её заставили замолчать даже тех, кто никак не мог угомониться после Нечитайло, зрители подошли поближе к сцене и ловили каждое слово. Как красиво звучал украинский язык… Горы заслушались.

«Вечер перестаёт быть томным…» Это уж точно. После слушания стоя Ульяны Горбачевской, а по-другому её просто не получается слушать, Besh'o'drom был как взрыв эмоций. Они все просто сумасшедшие! Мелодия за мелодией – цыганские напевы, еврейские, арабские, даже не знаю, чьи ещё! Столько там всего намешано, как венгерской кухне – нежного, зелёного, красного, жгучего, жёлтого, жаркого, и ещё куча всяких венгерских перчиков пополам с огромной любовью к жизни. Какие же они молодцы!..

Так, спать уже совсем не хочется. Да и не надо, и некогда! Наверху, на Альтернативной сцене, уже собираются музыканты. Да там уже целая программа вечера наметилась, пока я бегала одеваться потеплее. Ещё на бегу услышала волшебную совершенно музыку. Поднялась и увидела, что это Петро играл на цимбалах вместе с другими музыкантами! Какая сказка у них получилась!.. Как же было хорошо… Размечталась и растерялась спросить, кто же играл нам эту сказочную музыку. Придётся кинуть клич в Интернете: артполевцы, кто слышал, кто видел, может кто-то поможет мне с этим, и мы узнаем имена героев, а может быть, кто-то и записал видео… А, артполевцы? Поможете? Честно, очень понравилось. Может, сам Петро отзовётся…А то так мало услышала, и жалко. Слышала потом, как играл Петро на цимбалах на следующий день и потом с «Перкалабой», но такого волшебства, как в ту ночь, не повезло пока больше услышать.

А в ту ночь были ещё и «Дикий гон», и «Бурдон», и ЗИРА из Одессы с Андреем Басовым из «Пластилиновых ног». Очень искренняя музыка игралась и пелась нам на этой маленькой сцене. И люди никак не расходятся… До утра вообще-то ещё недолго осталось.

Но надо хоть немного поспать. АртПоле перевалило на вторую половину.

Луна просто огромная. Идти в яблоневый сад светло и не страшно. Нет, там мне вообще ни разу не стало страшно, там сложилась удивительная общность людей-единомышленников. Мне кажется, если вдруг упадешь в темноте – сразу поднимут, обтрусят от пыли и помогут дойти до палатки или отведут к своему костру, да ещё и угостят чем-нибудь. Такие хорошие дела.

Слышите, птицы уже поют... Хоть немножко поспать… до барабанщиков… как же я их люблю…

Лилия Штекель


23 июл. 2011 г.

АртПоле. Яблочно-садово-полевой дневник. 13 июля. День второй




Bookmark and Share

13 июля. Разбудили перкуссионисты часов в шесть утра… Начинаю привыкать.

13-е – обычно у меня это удачный день, чтобы не сказать больше. Я люблю 13-е числа! У меня в такие дни всё получается.

Какое солнце с утра! День будет жарким, наверняка.

С утра на йогу к Юле. Ветер мягкий, теплый. Мы становимся лёгкими, невесомыми… Мимо проходящие девушки заинтересованно смотрят, потом присоединяются. Мы сейчас улетим!.. Мимо пролетела бабочка, лениво, по-утреннему, взмахивая свеженькими крылышками. Мы же, «храбрые ласточки», пытаемся устоять на одной ножке и тоже взлететь! Эх!.. Мне сегодня повезёт!.. И всем со мной заодно!..

Полечу-ка я «храброй ласточкой» наверх, к столовой и всем остальным благам цивилизации.

После завтрака надо успеть на репетицию «хора глухонемых». Мы стараемся, громко и выразительно полощем наши горла, но вода все равно выплёскивается: от смеха, от неумения и вообще от всей этой весёлой суеты. Видели бы меня сослуживцы! Со смеху бы умерли! А, может, позавидовали бы… А «ы-ыкать» я бы их научила, вон Ярема в два счёта сбивает с нас всю городскую шелуху, и мы дружно кричим: «Лягай!!!». А завтра будем репетировать уже и «хореографию», чтобы красиво и правильно «лягать», в смысле «падать». Два раза в день репетируем.

С 11 часов утра заработала керамическая мастерская. Печка ещё доделывается. Но в мастерской уже лепят чашечки и всякую всячину. Все, и взрослые, и дети, перепачканы глиной, но так счастливы! Эй, дайте и мне полепить, я тоже хочу попробовать…

После керамики можно заглянуть к кузнецу. Но там, боюсь, меня не подпустят к инструментам. Это – очень мужская работа! У меня просто не хватило бы сил, но выглядело очень заманчиво. Хотя в руках нашего кузнеца всё так легко получалось! И так красиво остывал металл, отдыхая после того, как его на наковальне превратили во что-то нужное человеку: красный цвет уступал место сизому…

А еще можно было попробовать сделать себе торбу из старых джинсов на аллее мастеров, если вы прихватили из дома старые джинсы. Если не прихватили – мастера вам найдут из своего «подбора», и вы будете с новой сумкой-торбой щеголять перед друзьями достаточно быстро.

Жаль, что не было мастер-класса по домотканым дорожкам, но я понимаю, это же в пределах одного дня не сделать, и станок нужен… но выглядели все эти самотканые дорожки очень уютно, нарядно. Сразу детство вспомнилось, бабушка, она сама их делала…

После обеда снова репетиция нашего оркестра. И одновременно «саунд-чек» ДАХАБРАХА и PortMone. Как быть? Ярема Стецик пошёл договариваться. И знаете, уважаемые и очень популярные музыканты уступили нам 10 минут, за что им огромное спасибо. Мы себя сразу засамоуважали и начали репетировать с ещё большим рвением. А как только закончилось наше пение, и можно было развернуться в сторону сцены, так сразу большинство из нас застряло на этом склоне, потому что добровольно уйти, когда репетируют такие музыканты, может только человек совсем без слуха. Долго настраивались группы, а мы всё слушали и слушали, представляя, что будет вечером. Именно там я и «обгорела» на солнце первый раз за эти дни, и очень забавно загорела у меня только одна щека, подставленная солнцу. Заслушалась…

А потом собрались желающие сделать себе овощной музыкальный инструмент для участия в ансамбле «Паприкалаба» под руководством Бена Коупа, и что из этого выйдет, я даже не могу себе представить.

Чайных домов в этом году было несколько, в них можно было не только попить чаю, но и поесть блинов и всякой вкуснятины, а в чайном клубе у Днестра можно было поучиться у Лены азам чайной церемонии. А потом – у Юли поучиться играть на флейте! Ура! Сбылась мечта! Сейчас попробую…

Флейтисты Саша и Юля раздали всем желающим научиться играть флейты. И мы начали пробовать дуть правильно. Я оказалась очень неспособной, признаюсь в этом. Но не все ж такие как я – выявились таланты, доселе скрытые и даже не подозреваемые. Таланты очень обрадовались и были счастливы. Порадуемся за них тоже и пойдем наверх, время собираться на вечернюю программу.

Поднимаюсь, вижу: наверх улетает и никак не может улететь привязанная за что-то низка воздушных шариков. Красота какая! Вечернее небо и шарики… и вдруг всплывает в голове: нас всех тоже держит какая-то крепкая нить привязанностей, и улететь хочется, и терять привязанности не хочется. И мечемся мы на нити, как те шарики… Ветер посильнее станет, может, им и повезёт улететь… Улетят, увидят мир…

Открыл вечернюю программу дуэт из Чехии с загадочным названием DVA. Их действительно двое, Бара Краточвилова и Ян Краточвил, они очень заводные и эксцентричные артисты, на сцене им нескучно, и эта нескучная энергия передается зрителям. Танцевалось под эту музыку очень здорово! Если б мы ещё и понимали всё, о чём Ян и Бара поют, было бы совсем здорово. «Фолк несуществующих народов» – так заявлено было в анонсе, понимать текст можно было, как хочешь. Но, в принципе, текст обыгрывался очень активно, как вчера у Feloche, и почти всё было понятно. К слову сказать, дуэт осенью проедет с туром по 12 городам Украины. Следите за рекламой! Ребята очень классные…

После перерыва – ДАХАБРАХА плюс PortMone. Обе группы имеют стойких поклонников, ждущих от музыкантов очень многого. И в этот вечер ожидания были оправданны.

Это очень разные группы. Играют совершенно разную музыку. В какой светлой голове родилась эта безумная идея – поработать вместе – уже неважно. Важно то, что теперь зрители получили возможность увидеть своих кумиров по-новому. Весной, в Одессе, на концерте я услышала этот проект впервые. Казалось бы, в плотно заполненные композиции ДАХАБРАХА ничего лишнего уже не вставить. Но всплывающая вдруг линия аккордеона от PortMone – и ты слышишь новую мысль, новый вздох, и музыкальная фраза раскрывается как тугой бутон. Бас-гитара, которая у PortMone очень универсальна, потому что гитарист извлекает из неё звуки неожиданные, используя не только струны, но и корпус, придала аранжировке больше остроты. И получилось так интересно, что опять слушалось на одном дыхании, как и тогда в Одессе. Вокальная часть – великолепна, спасибо девушкам ДАХАБРАХА с их сильными и яркими голосами. Энергетика со сцены шла мощным потоком, гармония звучания при некоторой избыточности звука, но ведь не мешает же, ничего лишнего. Это двойное шаманство заворожило танцпол, мы стояли и слушали…

И вдруг Луна выкатилась, как оранжевый апельсин, из-за гор…

Горы слушали тоже… И принимали эту музыку. Я, кстати, потом часто прислушивалась к горам, как к мерилу: принимают – не принимают, потому что эти горы не всякую музыку принимают. Вот такие дела. Горы, а горы, вы тоже были счастливы, как мы в тот вечер?.. Ваша душа тоже пела?..

Трио VD из Великобритании было следующим. Хорошая инструментальная группа. Простите меня, но я не смогла после предыдущей музыки переключиться на этих очень виртуозных музыкантов. Понимала, что потом ведь уже не услышу их в ближайшее время, и играют здорово, а не смогла. Но это была только моя проблема. АртПоле танцевало всё, только пыль стояла столбом.

После основной программы в столовой собрались неугомонные музыканты и стали играть вместе, с такой радостью, с ощущением праздника, – получила море удовольствия от их джем-сэйшена.

Шарики на низке пытались улететь с попутным ветром…

Еще попозже на Акустической сцене играл дуэт ЗИРА, собрались снова любители их музыкальных путешествий, и музыка колдовала с нашими душами. И покорители огня («Проти ночi») снова подарили нам свой огненный праздник.

Я тогда, помню, подумала: сколько может вместиться в меня музыки за одни сутки? И поняла: хорошей музыки – сколько угодно, без ограничений!

Пока ноги не станут подкашиваться, а глаза закрываться… Пора в лагерь.

Мои соседи-перкуссионисты играют наверху, на альтернативной сцене, так тихо у палатки. Как я засну?

Хороший сегодня был день. 13 июля… Мне 13-го обычно везёт на хорошее… Я же вам обещала.

Впрочем, уже 14-е. Птицы просыпаются. Всё, сплю… До завтра! До сегодня…

Лилия Штекель


21 июл. 2011 г.

АртПоле. Яблочно-садово-полевой дневник. 12 июля. День первый


Bookmark and Share

Утром проснулась под бодренькое звучание перкуссий часов в 6 утра. Не спали они совсем, что ли?

Точно, не спали. Я вернулась после умывания, а вокруг – тишина, и люди спят без задних ног на карематах. Устали…

Какое утро! Меленький дождь прошёл, закончился, и нету его…

Скорее к Днестру! Там так хорошо утром! Йога с Юлей, где мы мягко улетаем вместе с летучими движениями... Потом к реке! Мягкий туман… буруны на воде поют, прямо как в композиции «Тунец» у PortMone. И уносят очень легко, подталкивают под коленки и всё, тебя уже несут волны Днестра… Скорее к берегу… К чаю в чайном клубе…

Потом скорее наверх, надо завтракать в столовой, надо найти друзей, сегодня мои одесситы будут выступать, а вот и они! ЗИРА, этно-трип-дуэт из Одессы, приехали ещё 11 июля, осваиваются, репетируют.

У входа в лагерь АртПоля уже выстраиваются очереди приехавших гостей, автобусы из Ивано-Франковска и Тернополя привозят всё больше и больше зрителей. Новоприбывшие с палатками на спинах и с оранжевыми браслетиками счастливцев перемещаются в яблоневый сад.

Лиза из Одессы, инструктор по йоге, приехала без спальника. И мы пошли в Униж, договорившись о том, что возьмем в аренду одеяло у бабушки Евдокии, приносившей в палаточный городок вкусное деревенское молоко.

Униж – очень старое село, небольшое, вытянувшееся вдоль Днестра и вверх по склону. Маленькое, тихое и красивое. Мы дошли до церкви. Был день святых Петра и Павла. Священник рассказывал о житии святых так по-домашнему… А потом все пошли с крестом и хоругвями освящать наше АртПоле. А мы поспешили найти дом Евдокии. Её дочь дала нам тёплое одеяло. И подушку предлагала, но мы, смутившись, отказались. Представляете, в Одессе или в Киеве попросить одеяло, а то ночевать холодно? Вы бы вынесли из дома впервые встретившемуся человеку одеяло? А здесь – очень чистые люди живут, они нам доверяют, и значит, и мы не обманем, вернём…

А в столовой уже обед, можно поесть горячей еды, и очень недорого, и вкусно. Но можно сварить и на костре себе кулеш, если у вас есть костёр и котелок. А можно выпить простоквашу из вчерашнего молока с деревенским хлебом… Какая там простокваша! Если вас смущает, что я так подробно пишу о еде, так пусть вас это не смущает: на свежем воздухе есть очень хочется, вы сами в этом убедитесь, когда на следующий год приедете.

А на зеленой траве Поля уже расхаживают женщины в нарядных сорочках, плахтах и перемитках. Это приехал гурт «Перемітка» из соседнего села Лука. Три семьи из Луки поют обрядовые песни, стараясь помочь нам не забыть о том, Украина – небольшая страна с огромным песенным богатством. В этот день гурт учил нас петь великопостные песни – «гаївки». Такие старинные славянские весенние песни пели во время Великого поста. Певцы гурта собрали всех желающих в круг и стали водить с нами хороводы, «ручейки», «огірочки», «воротца», «жученьку». Такие красивые слова про любовь пели мы все вместе! Песни эти игровые, поющие сходились, расходились, завивали разные хороводные узоры, выбирали то панну, то пана, подставляли руки, сцепленные «замком», под ножки маленькой жительнице Луки, а та важно вышагивала по нашим рукам и старалась не упасть!.. Костюмы на исполнителях – не специально сшитые, а настоящие их костюмы, которые передаются по наследству и хранятся очень бережно. Поэтому сорочки и плахты эти сшиты и вышиты «ещё до войны», «еще с восемнадцатого года». Представляете, какие там узоры, какая тщательная вышивка, какое благородство узоров! Напелись, наплясались…

Но это было только начало! После обеда начались репетиции знаменитого «хора глухонемых» – «Як уміем ОРХЕСТРА». Руководитель этого хора Ярема и его основной аккомпаниатор и «ритмодатель» Березень собрали возле огромных качелей целую толпу желающих сыграть в импровизированном оркестре. Инструменты – хорошо, если есть, но сойдут любые самодельные, и руки тоже подойдут, ведь отбивать ритм хлопками умеют даже дети. И мы учились правильно булькать водой в горле, хлопать четко по ритму и вовремя останавливаться (!), петь песню в десять куплетов с очень трудными словами, больше напоминающими мычание.

Намычавшись вволю, спускаемся в палаточный лагерь. А там людей приехало уже видимо-невидимо. Рядом с моей палаткой – перкуссионный междусобойчик, так здорово, что музыка везде… Стояла и заслушивалась, а руки уже отбивают ритм. Тихонько подошёл мальчик лет шести, мы с ним вместе пели у Яремы, с губной гармошкой, и вдруг начал подыгрывать, очень так чистенько и в тему. Вот какие музыкальные дети в Униж приезжают!

Забыла сказать, что ещё можно было смотреть кино в киноклубе возле столовой. Просто на это меня уже не хватало! Но там каждый день шли фильмы, и всегда были зрители.

Сцена все больше облагораживалась, обрастала аппаратурой. Стены бывших колхозных помещений расписывались художниками. Печка у керамистов потихоньку вырастала, а первые желающие полепить уже населили мастерскую. Кузня тоже не пустовала. Волосатый Попингуй установил шатер возле ярмарки мастеров, и там уже зависли любители сделать всякие забавные штучки из обычных материалов вроде компьютерного кабеля и лака для ногтей.

Масса детей в лагере, самого разного возраста! Все они с удовольствием бегали по территории АртПоля, качались на качелях, занимались вытынанками на поле под навесом, лепили, пели, играли. Ну, это те, кто уже умеет бегать и всё прочее, но много было и грудничков на руках у пап и мам.

Все ждали вечера. И в восемь часов склон перед сценой уже был заполнен. Всё, начинаем!

«Зелени сестри» из Тернополя – вот кому посчастливилось в этом году открывать АртПоле. Звонкие такие девочки. Перформанс как обязательная часть песни. И все эти песни про космонавтику, про то, как мама купила платье, про медвежатко, были очень ярко исполнены. Молодцы, не потерялись, смогли задать тон АртПолю.

А затем было выступление «Feloche». Группа из Франции с первых тактов заставила всю публику подтянуться к сцене и включиться в танец, настолько их музыка, которую лидер группы называет типичной французской народной музыкой, зажигательна. Ноги сами начинают плясать! Каждая песня принималась на ура. Чёткая выстроенность композиции, элегантное и непринужденное владение инструментами, театральная перформансовая составляющая, немного шаманства вперемешку с «колдовством» – и налицо яркие и заводные мелодии и околдованная публика АртПоля.

И, наконец, ЗИРА из Одессы! В этом году ЗИРА играла вместе с Вадимом Куликовым (Бадьян Сауна Систем). Композиции этно-трип-дуэта получили обрамление, которое придумал для них Вадим. И теперь все музыкальные пьесы ЗИРА объединились в одно целое, иногда цельное, иногда – нет. Но в общем получилось интересно. Часть публики сначала отхлынула от сцены, остались лишь те, кто услышал сразу, что это музыка очень притягательна, она мягко завораживает. Постепенно публика вернулась, она вслушалась и оценила. И потом большая часть публики так и простояла, хотя композиции очень танцевальны, но танцевали не все. Потому что оказалось, что можно не только танцевать, но и мечтать, думать под музыку, вместе с музыкой. Та часть зрителей, которая умеет мысленно путешествовать, стояла, слушала и «путешествовала».

Закончилось их выступление совместным с файер-шоу «Проти ночi» номером, и мы увидели людей, не боящихся огня, играющих с ним.

Но и это ещё не всё! После всей вечерней программы надо было срочно идти наверх по склону, потому что на Акустичной сцене Ульяна Горбачевская пела-проговаривала свои «Солоспіви». Не оторваться от этого красивого зрелища! Забудьте о сне, дома отоспитесь…

А после можно было вернуться в столовую, там на Альтернативной сцене играли все желающие. И классно играли!

Но моя голова уже не могла вместить сразу столько всего, я начала засыпать стоя, смешно падая на стоящих рядом. Всё, надо добираться до палатки, иначе я засну, как вон тот парень, прямо на каремате на танцполе. Но его заботливо разбудила охрана. И он ушел спать в палатку, волоча за собой каремат. Я тоже спустилась в лагерь. Костры, разговоры, песни… Ничего, я высплюсь и завтра буду готова как юный пионер!

До утра! В принципе, сколько там уже осталось, скоро птицы запоют… А утром меня разбудят барабанщики-перкуссионисты…

И завтра я опять буду счаст

20 июл. 2011 г.

АртПоле. Яблочно-садово-полевой дневник.


Bookmark and Share

11 июля. Утро. Привокзальная площадь в Ивано-Франковске. Маршрутные автобусы ждут пассажиров. Чтобы будущие пассажиры не промахнулись, их зазывают сами шоферы:

– Городенки! Кому до Городенки?.. Пани, Вам не на Городенки? Нет?.. А куда пани трэба?

– В Монако!..

– В Монако? …….. Нечего ж сэбе… Так! Кому до Городенки?..

Нам до Городенки. Точнее, в этом направлении. Нам до Незвысько, а дальше в Униж. На АртПоле. Нас ждет фестивальный автобус. Точнее, мы его ждем. Нас уже много. Это хорошо. И даже прекрасно! Потому что 6 часов утра я была в гордом одиночестве. А потом вдруг стали появляться люди с огромными рюкзаками и чехлами с музыкальными инструментами, или просто рюкзак плюс куча фенечек на запястьях, и сразу стало веселее.

Вот и все, мы набились в автобус дружной толпой и поехали в направлении Городенки. Знакомиться начинаем уже в автобусе. Именно здесь я нашла хороших друзей – Юлю, Лену и Рустама, которые сделали потом на берегу Днестра один из «чайных домов» фестиваля. Именно здесь нашлись еще одесситки (ура, я уже не одна!). Именно здесь ехала удивительная Аза Викторовна, без которой мы бы долго искали дорогу на Униж (так хотелось увидеть яркие указатели на каждом повороте!).

И вот, наконец, мы в Униже. Впечатлило сразу то, что здесь очень красивое место: наверху Униж, внизу – Днестр, которого сразу не видно из-за яблоневого сада. Зеленое поле, засаженное специально травой… Территория АртПоля напоминала гигантский муравейник: везде стучат молотками, жужжат дрелями, ослепляют сварочные аппараты. Возле кухни под навесом делают длинные столы, скамейки. С другой стороны прицепляют к стенам раковины для умывания, разноцветные. Смешные такие, веселенькие. В кузне тоже много работы. Керамическая мастерская под руководством Миши Гладыря строила печь для обжига готовых керамических опытов будущих артполевцев. И самое главное – вовсю достраивалась сцена. Теперь это стационарная сцена, большая, крепкая (разработал этот проект сцены музыкант группы из Белоруссии PortMone Сергей Кравченко, архитектор).

А мы спустились по склону в яблоневый сад, там палаточный лагерь. Я начала доставать бумажную инструкцию по установке палатки. Вычислив во мне «чайника», помог поставить палатку сосед по палаточному лагерю из Хмельницкого. Спасибо ему огромное!

И вот тогда, когда я всё уже разложила, переоделась и села в своем маленьком походном домике возле выхода, глядя на яблоневый сад под жарким солнцем, я вдруг поняла, что я счастлива. Счастье – оно ведь не постоянная величина, Это такие вспышки теплой энергии, поддерживающие в тебе способность радоваться жизни, видеть прекрасное, ну и мало ли еще что, у каждого своё! Так вот. Тогда, днём, это предощущение счастья было очень сильным. Всё, можно сбегать к Днестру, посмотреть, искупаться…

Бабочки ещё совсем непуганые, садятся почти рядом, иногда вдруг на плечо подруги, и важно ходят по руке!.. Светлячки ночью летали… Тишины уже нет, уже рядом со мной расчехлились дарбуки… Чайный клуб ждал меня на берегу Днестра… Там такой огромный старый дуб, прямо как тот, что «у лукоморья». Чай с травами у костра… Звуки флейты… Эх, если б научиться…

Скорее наверх, к гончарам! А там Миша с Настей еще делают печь, надо помочь… Уже приезжают мастера-рукодельники, столько всего привезли, аж глаза разбегаются! Завтра мне обещают показать легендарного Волосатого Попингуя (не знаю, что это означает, не спрашивайте! Интересно, он сам знает?). Попингуй из всякой всячины делает очень интересные штуки. Поживем – увидим!..

Людей всё больше. Палаток – тоже!

Ночь. Музыка почти под каждой яблоней в палаточном лагере. Гитары, дарбуки, котелки (!), руки, коленки… Соседи разыгрались на ударных до утра. Но всё равно засыпаю, очень устала. Опьянела от воздуха. И от предвкушения счастья… Завтра всё начнётся…

Лилия Штекель


спасибо всем, чьи фото я использовала в статье!

9 июл. 2011 г.

В одесском клубе «Выход» прошли «по следам непамяти» и поиграли в домино на идиш

Bookmark and Share


Лилия Штекель, Odessa Daily 08.07.2011 12:58
domino-na-idiw«По следам непамяти...» Так странно звучит. Обычно все говорят о памяти, о том, что мы должны помнить, мы просто обязаны помнить. Что?.. Что помнить?..
У вас дома наверняка есть старые фотографии. Насколько старые – это как повезёт. Скорее всего, годов с 60-х, или чуть раньше. Чёрно-белые выцветшие фото. Но нам нужны фотографии еще старше. Это сложнее. Их очень мало осталось. Неумолимое время раскидало и уничтожило много фотографий. Но они еще есть! Надо только подключить к этому ваших детей – дети всё найдут!

Так и сделали в маленьком, всего на 7 тысяч жителей, украинском городке Шаргороде. Четыре школы Шаргорода собирали старые фотографии. И судя по выставке, которая открылась в клубе «ВЫХОД», насобирали они фотографий достаточно. Волонтёры Центра развития общественных инициатив фотографии приняли, собрали описания, отсканировали, оформили стенды для выставки. Два месяца ушло на работу, и теперь все мы можем увидеть, какими красивыми людьми были шаргородцы прошлого века.
У них очень одухотворенные лица. Взгляд на фото начала прошлого века – это отдельная тема для статьи. Почему-то люди, которых уже нет, смотрят на нас с фотокарточек светло и прозрачно. Столько благородства в этих людях. Они сидят и стоят, позируя фотографу. Они очень серьезны. Откуда они знали, что мы их увидим, вспомним и будем с надеждой вглядываться в их лица? С надеждой на что? Столько вопросов… И не всегда нужны ответы. Просто придите и посмотрите на эти фотографии. И вы увидите прабабушек современных шаргородцев в их наивных платьях с приколотыми цветочками, прадедушек, сидящих гордо нога на ногу, а сзади друг положил руку на плечо (так часто просили сделать фотографы, это делало фото теплее и интимнее), или невест в пышных венках и с женихами рядышком, или групповые фото, раньше их часто делали, и народу там видимо-невидимо… Где эти люди? В памяти нашей…
Представляете современных детей, расспрашивающих своих родителей о прабабушках? Им наконец-то получилось поговорить не только об оценках и школе в этой суете жизни, но и о вечном: о предках, о домашней истории, о том, что все когда-то жили-были. Так что шаргородским детям и их родителям очень повезло. Но и взрослые тоже молодцы – они ведь не выбросили эти старые фотоальбомы, не затеряли, сохранили. Вспомнили.
После открытия выставки мы посмотрели спектакль «Домино на идиш». Он основан на тех описаниях, которые собрали в Шаргороде волонтеры. Документальный спектакль, в котором нет ни одного специально написанного слова, всё взято из интервью и заботливо переработано в небольшую пьесу. А играли нам этот спектакль актёры-волонтёры Центра Мейерхольда из Киева и Херсона (режиссура Андрея Мая).
Спектакль необычен и непривычен, это похоже на формат нашего одесского «Театра на Чайной». Камерное пространство, искренняя игра, глаза в глаза, слышно, как вздыхает соседка сзади, услышав песенку на идиш.
Дело в том, что в Шаргороде очень любят играть в домино. И три девушки и два парня начинают играть в домино прямо перед вами, сцена-то совсем рядом. И между игрой в домино вспоминают о евреях. Не надо удивляться: просто их в Шаргороде почти не осталось, община очень маленькая. Синагога только несколько лет как перестала быть соко-морсовым заводом, там ещё огромные бочки стоят до сих пор. Евреи уехали или умерли, а синагога осталась… Там и играли в первый раз этот спектакль, больше похожий на задушевный разговор: во дворе, где была синагога – зрители сидели внизу, возле синагоги, а актеры располагались повыше, на огромных весах для взвешивания машин с фруктами.
У нас с весами сложнее, но есть клуб «ВЫХОД», его подвальная уютность и неповторимая атмосфера уже стали легендой, и старые ракушняковые стены легко приняли вид шаргородского дома, где местные обыватели собираются поиграть вечером в домино. Поиграть, поговорить, вспомнить…
«Домино! Домино! Домино…»
«А вот у нас в школе учителя почти все были евреи…» «И крыша у них течёт, ну как-то так, но вот в хате всегда вкусно пахнет…» «Всегда у них было очень всё вкусно!» «Он уезжал в Америку, а фотоальбом мне оставил, я не выкинул, нельзя, всё-таки память…» «Петя идиш знал лучше, чем его еврейские соседи…» «А портные тоже обычно были евреи. Вы ж понимаете, раньше костюм нельзя было вот так просто купить, его надо было пошить… Так вот, портной чаще был еврей…» «А ещё у них была маца! Маца – это так вкусно!..» «И врачи были тоже в основном евреи…» «А у нас сосед был, Борис Абрамович!.. Еврей!..» «Они ж хозяйством и двором так не занимались, как мы… Они ходили на базар и покупали…» «А я хочу купить вашу курочку! Почём?» «А фасоль почём?..» «А кто ж будет теперь покупать мою фасоль?..»*
И вот такой задушевный разговор о евреях почти на час. Там нет ни слова неправды. Обычные посиделки за столом с друзьями и соседями. Сейчас такого почти нет, шаргородцев тоже печалит, что улицы опустели, на завалинках уже не сидят по вечерам. И проходных дворов почти нет, все перегорожено заборчиками, и ворота с замками сделаны. Люди стали другими. Не только в маленьком Шаргороде. Который, кстати, очень старый город, с четырнадцатого века стоит, синагоге уже лет четыреста, а крепость строилась веке в семнадцатом. И кому теперь шаргородские хозяюшки могут продавать фасоль?..
За попытку реанимации исторической памяти и тёплыё вечер с воспоминаниями о евреях большое спасибо Центру развития социальных инициатив Шаргорода, Центру имени Мейерхольда, общественным организациям «Лестница» из Львова, «Тотем» из Херсона и «Мaguryz» из Польши. И, конечно, клуб «ВЫХОД» и Татьяну Пискун (Израильский культурный центр Одессы при посольстве государства Израиль). Жаль, что зрителей было маловато, но будем надеяться, что спектакль привезут ещё раз, а мы всем расскажем, приведём друзей, сядем поиграть в домино… И актёры снова будут смотреть на нас и улыбаться… «Домино! Домино! Домино…»
Вспоминайте, пожалуйста, дальше… Главное, чтобы помнили… И это самое главное!

*Цитирование очень вольное, в переводе с украинского, как запомнилось.
Фото:
today.od.ua